3д моделирование blender. Blender3D от моделирования до анимации. Обучение. Практическая работа «Башня Замка»

Blender - объектно-ориентированная программа для создания трехмерной компьютерной графики. Это не только моделирование, но и анимация, рендеринг, создание игр, обработка видеоматериалов.

Данный пакет инструментов распространяется по свободной лицензии, поэтому у вас есть возможность скачать Blender бесплатно на русском языке. Новая версия уже ждет вас в каталоге.

Blender 3D систематически обновляется группой разработчиков и постоянно развивается. Этому он и обязан своей популярностью. Кроме того, вес дистрибутива всего восемь мегабайт!

Программа Блендер: функции

Программа Блендер 3Д будет интересна и полезна не только профессионалам, но и новичкам. Какие же функции есть у этого редактора?

  • Кроссплатформенная русская версия.
  • Большое количество встроенных примитивов: кривые Безье, полигональные модели, векторные шрифты, система быстрого моделирования в subdivision surface режиме, NURBS поверхности, метасферы, скульптурное моделирование.
  • Встроенные инструменты рендеринга и интеграция с YafRay, LuxRender и пр.
  • Набор инструментов анимации: инверсная кинематика, динамика мягких и твёрдых тел (на базе Bullet), нелинейная анимация, скелетная анимация и сеточная деформация, редактирование весовых коэффициентов вершин, ограничители и т. д.
  • Blender 3D использует Python для создания инструментов и прототипов, системы логики в играх, движения файлов, автоматизации.
  • Базовое комбинирование видео.
  • В редакторе есть Game Blender, реализующий интерактивные функции (определение коллизий, движок динамики, программируемая логика).
  • Создание дополнительных real-time приложений.

Интерфейс, которым обладает 3D редактор, нельзя назвать простым. Он далек от стандартного, поэтому вам придется разобраться, как пользоваться. Есть специальные уроки, которые также можно скачать через торрент или просмотреть онлайн.

Горячие клавиши соответствуют определенным функциям. Есть объектный режим (отдельные объекты) и Режим редактирования (работа с данными объекта). Практически все манипуляции выполняются с помощью клавиатуры.

Дополнительные возможности Blender 3D

Перечислим еще несколько важных особенностей программы:

  • Объекты и их данные разделены.
  • Внутренняя файловая система.
  • Различные элементы, объекты, плагины, материалы, шаблоны, текстуры, звуки, изображения сохраняются в единый «.blend» файл.
  • Возможность экспорта в такие форматы, как obj, dxf, stl, 3ds и др.
  • Цветовые схемы, прозрачные плавающие элементы - поспешите обновить ПО, последняя версия может вас удивить своими новшествами.

Загрузите программу прямо сейчас для Windows 7 или других версий, а также для Linux, OS X, Solaris и BSD. Создавайте собственные 3D модели, рисуйте, наделяйте персонажи оснасткой.

Трехмерная компьютерная графика ждет знакомства с вами. Уже более 250 000 человек пользуются этим пакетом, поддержка реализована по всему миру!

Для любого моделлера не секрет, что для того чтобы успешно моделировать объекты, нужно уметь представлять объект в объеме, видеть его изнутри. Хотя и это умение приходит не сразу, с опытом. Я моделирую сейчас зачастую в голове, когда еду с работы домой к примеру, и потом уже дома мне остается лишь воплотить задуманное в жизнь. Многим по началу трудно замоделить даже кружку, но как правило все эти проблемы от желания всего и сразу. Так не бывает, всему нужно учиться. Я хочу рассказать вам, об уникальном пакете, на мой взгляд, и имя ему Blender.
Сразу стоит сказать, что пакет абсолютно бесплатен и с открытым кодом, а это значит, что вам не нужно переживать за лицензию, а значит вы можете в нем моделировать, печатать, и продавать изделия не опасаясь судебных исков и прочих неприятностей. Конечно вы всегда можете перевести какую-нибудь сумму денег на счет разработчиков, тем самым помогая проекту развиваться дальше.
Другой плюс Blender для вас будет в том, что он адаптирован для 3D печати. В нем есть Плагин для теста модели на пригодность к печати, а также импорт в формат STL и OBJ. На самом деле в Блендере (буду писать его так) есть масса плагинов и расширений, позволяющих настроить его более гибко, под себя. Кроме того, единица измерения в нем (несмотря на разные версии и мнения) равна 1 мм, т.е. 1.00000 = 1 мм. Значит, что 0.0010 - это 1 микрон. Фактически, точность печати модели ограничивается возможностями вашего принтера.
Многие меня убеждали в том, что существует масса CAD систем, с которыми Блендер никогда не встанет в один ряд. Возможно они в чем-то правы, да Блендер не умеет работать с чертежами, но и CAD система не сможет построить скульптуру, скажем Венеры, а Блендер может. Вообще в Блендере многие предметы, вазы например, рисуются путем нажатия нескольких кнопок, что по времени занимает меньше минуты. На высоком уровне поддержка Булиновых операций сложения, вычитания, остатка. На высоком уровне работа с текстом.
Вообще Блендер это серьезный пакет, позволяющий делать анимацию, фильмы, дизайн и даже игры.
Освоил я Блендер меньше чем за неделю, это касается конечно лишь в части моделирования, быстро привык к горячим клавишам и теперь очень редко вспоминаю 3Ds max)) Ниже я размещаю для вас ссылки на сам Блендер, а также на курс обучения, по которому учился я. Пройдя этот курс, прочитав Blender Basics вы сможете уверенно работать в Блендере и как следствие печатать свои модели.

http://www.blender.org/ - официальный сайт, где вы можете скачать Блендер под свою ОС.
http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_3-rd_edition - Книга по изучению всех основ Блендера (обязательна к прочтению)
http://www.youtube.com/watch?v=7GCtVM-8naY&list=PLC15BA37A75D1F0D1 - канал на YouTube, где автор рассказывает самые важные вещи и научит вас создавать кружку.
http://www.youtube.com/watch?v=WgW90_8zEK8 - мастер класс от человека моделирующего под печать для ювелирки.
http://www.youtube.com/user/fastaboutblender/playlists - Уроки на YouTube от профессионала, рассказывает все, от настроек пакета до малейших нюансов.

Вы всегда можете поискать в сети что-то еще по Блендеру. Просмотрев эти ролики, прочитав книжку, и конечно же практикуясь, вы будете обречены на успех.

Темой сегодняшней нашей статьи станет программа Blender обзор которой мы подготовили специально для новичков в отрасли . Этот материал будет полезен каждому, кто только вступает на путь трехмерной графики и хочет узнать больше о доступном ПО и его возможностях. Мы уже рассказывали о таких известных приложениях, как , и , а сегодня рассмотрим менее профессиональный, но не менее популярный 3D редактор – Blender. Итак, приступим.

Что это за программа

Blender – это бесплатное программное обеспечение для создания и редактирования трехмерной графики. Ввиду кроссплатформенности, открытого исходного кода, доступности и функциональности пакет получил заслуженную известность не только среди новичков, но и среди продвинутых 3D-моделеров. По мере развития программы ее выбирают в качестве рабочего инструмента для все более серьезных проектов, что неудивительно. По сути, это приложение практически не уступает по количеству возможностей и функционалу более продвинутым пакетам 3D графики. И при этом все бесплатно.

Программа станет прекрасным подспорьем для знакомства с 3D графикой и функционированием базовых инструментов создания и редактирования 3D объектов, ведь Blender сочетает в себе набор опций, которые по отдельности встречаются в профессиональных трехмерных редакторах. Можно не привирая сказать, что в нем собрано понемногу от каждой известной программы для создания . Но в то же время это полностью самостоятельный, уникальный пакет трехмерной графики, не похожий ни на одно другое приложение. Давайте расскажем подробнее.

Blender позиционируется как приложение для создания и редактирования трехмерной графики, визуализации, анимации, создания компьютерных игр и даже скульптинга. Вполне серьезная программа, для которой требуются серьезные ресурсы аппаратного обеспечения, скажете вы. Но первый сюрприз пакет преподносит на этапе скачивания установочных файлов – их вес составляет около 70 Мбайт. Немыслимо для программного обеспечения такого уровня! Тем не менее, разработчики умудрились снабдить программу всеми необходимыми функциями, которые полноценно функционируют и демонстрируют отличную производительность. Дополнительным преимуществом является стабильное и стремительное развитие пакета благодаря профессиональной команде разработчиков.

На сегодняшний день это полноценный 3D редактор, в котором пользователя встречает полностью программируемый интерфейс и уникальная внутренняя файловая система. Оболочка программы на первый взгляд может показаться неудобной и непонятной, но после настройки горячих клавиш работать в Blender становится просто и удобно. В качестве языка программирования приложение использует Python, владея которым вы можете создавать собственный инструменты, редактировать интерфейс и сам принцип работы программы. Приятным бонусом является доступность пакета на различных операционных системах обеих разрядностей: освоить программу смогут владельцы компьютеров с ОС Windows, GNU/Linux и Mac OSX.

Blender обзор возможностей

Попробуем коротко охватить все возможности этого уникального редактора, не углубляясь в подробности функционирования каждого инструмента. Как и во всех программах, пользователь работает в своего рода сцене, или вьюпорте. Здесь 3D модель непосредственно создается и редактируется, а также вращается, перемещается, масштабируется и т.д. Также здесь отображаются все изменения, связанные с процессами анимации, текстурирования и визуализации. Но обо всем подробнее. Итак, что предлагает нам Blender?

Функции программы

  • 3 D моделирование. Представлено практически всеми существующими способами создания и работы с объемными моделями. Доступно проектирование объектов на основе примитивов, полигонов, NURBS-кривых, кривых Безье, метасфер, булевых операций, Subdivision Surface и базовых инструментов для скульптинга. Как и в 3Ds Max, программа предлагает большое количество различных модификаторов, применяемых к модели;

  • Анимация. Действительно хорошо поставлена в пакете. В распоряжении пользователя такие инструменты, как риггинг (скелетная анимация), инверсная кинематика, сеточная деформация, ограничители, анимация по ключевым кадрам, редактирование весовых коэффициентов вершин и т.д. Отлично реализована динамика твердых и мягких тел, а также анимация частиц;

  • Текстурирование и наборы шейдеров. Программа позволяет накладывать несколько текстур на один объект, и оснащена рядом инструментов для текстурирования, включая UV-маппинг и частичное настраивание текстур. Ряд настраиваемых шейдеров добавляет гибкости в работе с материалами;

  • Возможность рисования. Да, эта программа для 3D моделирования предоставляет возможность создавать наброски различными типами кистей прямо в окне приложения. Текущее назначение такой функции – помощь в создании 2D анимации, для чего эта функция также оснащена возможностью гибкой настройки, в частности, работы со слоями;

  • Визуализация. Пакет оснащен несколькими встроенными инструментами визуализации, а также поддерживает интеграцию с различными внешними рендерами;

  • Базовый видеоредактор. Функция, о которой не догадываются даже многие продвинутые пользователи программы. В Blender присутствует встроенный видеоредактор, не настолько мощный, как специализированное ПО для этих целей, но весьма неплохой;

  • Игровой движок. Чрезвычайно интересная функция программы – встроенный игровой движок для создания интерактивных 3D приложений. А программный интерфейс приложения Python API позволяет самостоятельно вносить любые коррективы в создаваемую игру.

Заключение

На этом базовое описание программы подходит к концу. Конечно, хотелось бы сказать еще несколько слов об инструментах создания и анимации шерсти/волос, о работе с имитацией ткани, симулятором жидкости и частиц, и еще много о чем. Мы не затронули немало полезных опций и возможностей Blender обзор которого получился максимально лаконичным. Но при желании, все это можно выучить самостоятельно. К счастью, информации по изучению этой программы в сети немало.

В завершение стоит отметить, что, несмотря на открытый исходный код и полную доступность приложения, Blender является достаточно мощным 3D редактором, который активно развивается. Конечно, пока он не может тягаться с профессиональными программами для 3D моделирования. Однако даже сейчас он представляет собой отличную альтернативу дорогостоящим приложениям и вполне справляется с поставленными задачами. Blender – это прекрасный вариант для новичков в 3D моделировании, а также для тех, кто не намерен превращать компьютерную графику в источник дохода и намерен творить для себя.

В настоящее время пользователи могут наслаждаться обилием предложенных программных продуктов. С помощью разнообразия утилит можно совершать невероятное множество полезных действий. Важно лишь правильно использовать предоставленные возможности.
Если есть необходимость в создании полноценных трёхмерных объектов, которые могут быть использованы во многих сферах жизни, то в этом вопросе призвано помочь несколько актуальных приложений. Одним из них является Blender.

Это очень популярный 3D редактор. Программный продукт способен помочь в создании самых разных трехмерных объектов. Также утилита справляется с работой, в ходе которой производятся модели живых существ, анимационные элементы, которые могут быть использованы в самых разных сложных проектах.

Этот софт является очень мощным, в чем может убедиться каждый юзер в ходе его эксплуатации. Однако работать с утилитой не так уж и просто. Рядовому пользователю без инструкции или помощи специалиста разобраться будет сложновато.

Это все связано с тем, что в разработке игр или фантастических видеороликов принимают участие мастера, знающие свое дело. Эти люди прекрасно понимают, зачем им нужна программа-редактор. Именно для этой категории пользователей презентован данный софт.

Знакомство с 3D-реальностью благодаря Blender

Бесплатная утилита может быть установлена на совершенно любое устройство. В дальнейшем же можно будет производить самые разные трёхмерные модели. Каждому юзеру под силу с этой программой сделать целый анимационный ролик или интересную игру.

При работе с софтом не нужно упускать ни одной детали. Предварительно нужно просмотреть рабочее окошко и оценить предоставленные возможности. Это позволит правильно их использовать для достижения поставленной цели.

Первым делом юзерам необходимо познакомиться с интерфейсом данного редактора. Как только пользователь произведет загрузку сервиса, то на экране сразу же появится окошко, в котором предлагается выбрать вариант управления. Представлено три методики. Новичку лучше всего подходит вариант Blender.

В этом случае утилита будет функционировать максимально правильно. То есть не пропадут горячие клавиши и прочие актуальные методики управления. Далее уже можно перейти к изучению интерфейса.

Рабочее окошко разделено на несколько областей. В каждой из них сосредоточены определенные инструменты. Правильная рассортировка помогает юзерам максимально быстро находить все нужные элементы, а затем использовать их. Поскольку разделение по областям является условным, то их можно всячески изменять.

Причем, каждая область снабжена отдельным меню. В нем есть различные инструменты, которые можно использовать для настройки того, что именно будет показываться в данной рабочей области окна. Также просто поменять имеющиеся области между собой, активировать определенные инструменты и произвести много других манипуляций.

Каждая область представлена в виде отдельного окошка. Причем, их можно дублировать. Это очень интересная функция. Пользователям предлагается открыть не один, а два монитора на экране одновременно. Для этого нужно кликнуть по клавише Shift. Далее следует потянуть за указанный треугольник.

При этом нужно зажать левую кнопку мышки. Однако такой принцип работы, когда одновременно открыты несколько окошек, является неудобным для большинства юзеров. По этой причине все ненужные области лучше закрыть и сосредоточиться на том, чтобы выполнять работу в одном.

Это позволит максимально сконцентрироваться на редактировании с использованием горячих клавиш и прочих элементов. Так что всегда нужно расставлять приоритеты. Это даст возможность максимально правильно провести рабочий процесс, сосредоточившись именно на ключевых деталях.

Важно также уделить внимание выбору русского языка если пользователя не устраивает англоязычный интерфейс. Удобство состоит в том, то не нужно дополнительно устанавливать русификатор. В загруженном файле с утилитой он уже имеется. Так что нужно произвести простые настройки.

Раздел с пользовательскими настройками. Получение базовых навыков

В обязательном порядке нужно его посетить. Каждому пользователю просто необходимо выполнить корректировку параметров, чтобы в итоге утилита максимально была подстроена под потребности юзера. Так что начинаем работу именно с этого раздела.

Представлено большое количество пользовательских настроек. Однако далеко не все они нужны для проведения дальнейших манипуляций. По этой причине следует уделить внимание только самым важным.

В первую очередь придется открыть окошко с настройками. При необходимости можно воспользоваться опцией масштабирования, если это пользователям нужно. Колесиком мышки можно регулировать размер окон и прочих параметров.

Можно будет сделать так, чтобы производилось вращение вокруг любых выбранных объектов. Также можно активировать функцию, которая позволит вернуться назад после сделанного изменения. Для этого предварительно нужно указать определенное количество шагов. Эта команда относится к числу наиболее часто используемых.

После этого переходим далее. Очень важно определить камеру — объект, который определит точку, с которой будет видно созданную сцену. Пользователям представлено пространство, в котором можно будет создавать все объекты. Первоначально рабочая поверхность для творчества имеет непривычный вид, наполненная некоторыми объектами и сеткой.

Пирамидка, то есть объект, крайне похожий на нее, является камерой. Так что можно будет просматривать пространство, являющееся сценой, с любого угла. Далее нужно рассмотреть раздел с навигацией. Предварительно выбираем объект одиночным нажатием по нему мышкой. После можно производить его перемещение, используя длительное нажатие.

Можно будет перемещать объект. Для этого наводим на него мышкой и зажимаем кнопку до тех пор, пока новое место не будет выбрано. Далее отпускаем кнопку мышки. Также просто вернуть элемент на прежнее место. Достаточно лишь отменить ранее произведенные манипуляции.

Стандартным объектом, появляющимся по умолчанию, является кубик. При необходимости от него можно будет избавиться, чтобы использовать другой вариант. Кроме извлечения также просто произвести масштабирование, чтобы приблизить или отдалить элемент. Чтобы максимально быстро перемещаться по сцене, следует немного потренироваться.
Можно передвигать объект именно по оси X, Y, Z. При этом из центра элемента будут показываться три линии, которые и являются осями. Благодаря этому удается максимально правильно перемещать элемент. При этом будет производиться плавное скольжение по оси.

Данная утилита наполнена множеством разнообразных инструментов, с которыми работать очень интересно. Иногда рабочий процесс может протекать сложно, но немного практики изменит это в положительную сторону.

Работа с горячими клавишами также предполагается. С их помощью каждый пользователь сможет гораздо быстрее управлять представленными инструментами. Очень важно уметь правильно использовать предложенные горячие клавиши, поскольку они призваны облегчить рабочий процесс.

Практически все функции в данном редакторе можно активировать, используя горячие клавиши. Количество их является просто огромным. По этой причине описывать каждую не имеет смысла. Важно обратить внимание на наиболее востребованные варианты. Особенно важно новичкам оценить данный раздел.

Рабочие моменты. Моделирование

Раз уже с теоретической частью первое знакомство произошло успешно, то пользователям просто необходимо переходить к активным действиям. Приступим к созданию модели №1.Теория никогда не заменит практику. Поэтому важно всегда после получения знаний научиться их правильно применять.

Чтобы произвести добавление объекта, нужно будет первоначально избавиться от размещенного по умолчанию объекта. Некоторые пользователи в процесс проведения работы в первый раз практикуются именно на этой фигуре, а после приступают к более сложным манипуляциям. Удаляем куб, а затем перемещаем указатель мыши непосредственно в центр окошка.

Только после этого уже удается произвести добавление нового элемента в рабочее окошко сервиса.Далее пользователь сможет вызвать меню, в котором представлено многообразие различных элементов, из которых удается выбрать наиболее подходящий вариант.

Далее уже привязываем элемент к кнопке G. Благодаря этому можно будет выполнять движение в различных направлениях одновременно с перемещением курсора мышки. Также просто активировать вращение, после чего будет вращаться вокруг своей оси. Этому способствует предварительное нажатие по кнопке R.

Далее очень просто произвести растягивание размера. То есть объект удается увеличить или уменьшить. Каждая опция привязывается непосредственно к курсору мышки. Так что при движении этого гаджета будут производиться изменения созданного объекта.

Если пользователь желает утвердить ранее произведенные действия, то в этом случае нужно будет кликнуть левой кнопкой мышки. Для отмены нажимаем на правую. Каждая из опций предполагает перемещение объекта исключительно по осям.

Так что указываем вариант движения, а затем уже указываем определенную ось. Но при этом привязаться можно одновременно к двум осям. В общем, опять-таки практические занятия помогут максимально продуктивно работать в программе. Так что нужно немного попрактиковаться, чтобы результат был наиболее эффективным.

Добавление некоторых элементов

Пользователи смогут наполнить проект различными картинками. Вставляем в основное окошко элемент, который будет выступать в роли фонового изображения. Именно из этого объекта будет создаваться трехмерная модель.

Для добавления фотографии нужно будет открыть меню, а затем поставить галочку в пункте под названием Background images. После нужно нажать на кнопку Add image. Далее уже на экране устройства покажется подменю, в котором кликаем по Open. После этого нужно будет из многочисленных вариантов выбрать подходящее изображение и добавить его.

Важно установить такой угол для просмотра объекта, чтобы он был виден со всех сторон одинаково хорошо. Можно теперь будет применить опцию, которая позволит выполнить настройку прозрачности. Для регулировки данного параметра можно воспользоваться специальной шкалой.

Также можно будет разместить объект согласно осям. Для каждого отдельного элемента подбираются наиболее подходящие параметры, чтобы в итоге картинка смотрелась максимально корректно.

На фоне в программе показывается выбранный объект. Поверх его может быть размещена базовая фигура, которую можно подогнать под тот элемент, размещенный сверху фона. Это очень интересное решение, которое позволяет в итоге добиться желаемого 3d эффекта.